Специально оборудованные кабинеты |
В школе 13 учебных кабинетов. Специально оборудованных кабинетов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не имеется. |
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Не имеется
|
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Имеется библиотека, которая не приспособлена для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Имеются спортивный зал и стадион, которые не приспособлены для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Имеются средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья" |
Территория и помещения учреждения не оборудованы для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: нет пандусов, лифтов, отсутствуют комнаты маломобильных групп на каждом этаже. |
Специальные условия питания |
Имеется столовая, которая не приспособлена для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Специальные условия охраны здоровья |
Имеется медицинский кабинет (кабинет врача-педиатра и прививочный кабинет), не приспособленный для доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Доступ к информационным стендам и информационно-коммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями. |
Имеется доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Имеются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Не имеется
|
Современные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья
В Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на образование». Задача государства реализовать эти положения в жизни, обеспечив получение образования каждому в доступном ему объёме и форме. Это относится и к тем, кто в силу различных причин имеют выраженные нарушения психофизического развития. В их число входят дети и с задержкой психического развития и умственной отсталостью (четырёх степеней), дети – инвалиды.
Следует отметить, что такие дети нуждаются в социальной защите, в специальной адаптированной образовательной программе, логопедической и психологической помощи.
Возможности этих детей ограничены, тем не менее, результаты работы показывают, что при создании необходимых педагогических условий положительная динамика в их развитии может быть достигнута. Под педагогическими условиями подразумевается наличие благоприятной для ребёнка среды, научно-обоснованных программ воспитания и обучения, адекватных методов и приёмов работы, методическое и кадровое обеспечение.
В свете нового закона «Об образовании» осуществляется инклюзивное образование обучающихся. Новая цель образования – это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Очень важно разработать адаптированную общеобразовательную программу.
Целью адаптированной программы является повышение качества образования и успешную социализацию детей ОВЗ.
Программа направлена на решение определённых задач.
Задач много. Но все задачи можно свести к очень банальной и в то же логичной мысли: «Мы обязаны дать особому ребёнку не костыли и поводыря, а компас и путь, по которому пойдёт ребёнок с особыми потребностями». И самое главное – пойдёт не один, а со своими сверстниками.
Деятельность программы осуществляется по следующим актуальным направлениям:
- психолого-психологическое сопровождение детей ОВЗ;
- стимулирование и поддержка;
- разработка и внедрение;
- развитие профессиональной компетенции учителей.
Вся тяжесть работы с детьми ОВЗ ложится на плечи учителя. Ведь экзамены никто не отменял, даже для «особых» детей. И обязательно всплывает пресловутое: «А где результат?». И тогда только словами Ларина: «Либо вы верите, что можете, либо вы – ничего не можете…» Мы действительно, верим в то, что делаем, а иначе зачем?...
В рамках программы «Доступная среда» в школе должны быть созданы специальные условия для обучения и воспитания детей: специально оборудованные учебные места; специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, мобильный комплект логопеда и психолога, частично набрана сенсорная комната, оборудован и укомплектован кабинет логопеда.
Изюминка инклюзивного образования в том, что
- все дети разные;
- все дети могут учиться;
- есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол;
- адаптация системы к потребностям ребёнка.
Важно отметить, каждый ребёнок имеет свой темп, динамику развития, разные возможности в усвоении нового материала, и поэтому обучение должно быть индивидуально ориентированным. Стратегия и тактика коррекционно - педагогической работы выстраивается с учётом «личной ситуации» отдельно взятого ученика. Установление «стартового уровня» развития позволяет его регулировать и прицельно воздействовать на формирование таких процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии, прослеживать динамику и становление формируемых функций.
Достичь определённых успехов и результатов в коррекционной работе с детьми ОВЗ, возможно только путём постановки правильных целей и слаженной работой всего педагогического коллектива ОУ. Общая цель реализуется через систему задач. Цель определяет содержание (коррекционно-образовательную программу). Цель обусловливает результат.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
В Российской Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации права на образование лиц с ОВЗ, должно стать законодательно закреплённым институтом. Который должен иметь все необходимые компоненты, начиная от подготовки полного пакета документов нормативно-правовой базы, определение норм и принципов соответствующего финансирования, механизмов создания специальных условий и принципов адаптации образовательной среды в отношении детей, имеющих особые образовательные потребности.
Принципы инклюзивного образования
Инклюзивное образование включает в себя ряд важных ценностных установок:
- признание для общества равной ценности всех учеников и педагогов;
- повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся;
- изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
- анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности;
- проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы;
- различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
-признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ;
- признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.
Инклюзия творится педагогическим мастерством учителя. Для тех, кто хочет работать в инклюзивном образовании, приведем несколько важных рекомендаций.
1. Осознайте идею инклюзии, поймите ее значение и ценность в развитии общества. Станьте приверженцем этой идеи!
2.Сформируйте психологическую готовность принимать и работать с любым ребенком, преодолейте свои страхи и неуверенность. Получите свой личный опыт работы с «особым » учеником! Верьте в себя и в него!
3. Творчески отнеситесь к программным и дидактическим средствам обучения. Это всего лишь инструменты, а не цель. Пробуйте видеть индивидуальные возможности каждого ребенка и адаптировать под него элементы программы.
4. Помните, что ваша задача на уроке — научить детей учебному взаимодействию в решении учебных задач. Доверяйте ученику, организуйте парное и групповое взаимодействие, оно более эффективно, чем самостоятельная работа. Постарайтесь контролировать не дисциплину, а включенность детей в процесс обучения.
5. Оценка – это инструмент для достижения образовательных целей, а не инструмент для сортировки учеников. Оценка должна помогать вам в адаптации методов обучения.
6.Старайтесь создать необходимые условия для эффективной работы на уроке для каждого ученика. Мы все разные! И иногда нуждаемся в поддержке.
7.Отнеситесь творчески к пространству класса. Оно тоже должно работать на цели образования и помогать вам в создании условий для разных видов деятельности учеников.
8. Помните, что у вас есть помощники – это родители. Удерживайте профессиональную позицию в отношениях с ними, и вместе вы решите самые сложные задачи. Помните, что они тоже отвечают за своих детей.
9. Не бойтесь спрашивать и советоваться с коллегами. Будьте открыты в решении своих профессиональных задач. В этом и состоит развитие.
10. Учитесь.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе с обучающихся с ОВЗ:
- http://school-collection.edu.ru
- http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm
- Gosuslugi.ru
- shkola.nso.ru
- ege.sdamgia.ru
- fipi.ru
- neznaika.pro
- gia.edu.ru
- uchi.ru
- сетевичок.рф
- Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
- Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»
- Естественнонаучный образовательный портал
- Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
- Российский общеобразовательный портал
- Федеральный портал «Российское образование»
- Федеральный центр образовательного законодательства
- Федеральный институт педагогических измерений
- Государственый научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ «Информика»)
- Статистика российского образования
- Большой, регулярно пополняющийся каталог, в котором собраны ссылки на различные ресурсы для ребят и про ребят. Каждый ресурс имеет описание и «возрастные» рекомендации. Каталог детских ресурсов — http://www.kinder.ru
- Бесплатная детская электронная библиотека —http://flashsait.com
- Библиотека сказок, мифов и легенд — http://www.teremok.in
- Библиотека для детей «Лукошко сказок» — http://www.lukoshko.net
- Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» http://reshuege.ru/
- журнал для детей 6-12 лет «Мурзилка» — http://www.murzilka.org
- Детские электронные презентации и клипы — http://viki.rdf.ru
- Детский безопасный интернет — http://gogul.tv
ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ
- Рубрикон — http://www.rubricon.com
- Энциклопедия «Кругосвет» — http://krugosvet.ru
- Портал ВСЕОБУЧ — все об образовании — http://www.edu-all.ru
- MультиЛекс Online: электронные словари онлайн — http://www.online.multilex.ru
- Cловари русского языка на портале «Грамота.ру» — http://www.slovari.gramota.ru
- Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру» — http://www.glossary.ru
- Толковый словарь В.И.Даля — http://www.vidahl.agava.ru
- Яндекс.Словари — http://www.slovari.yandex.ru
- Мегаэнциклопедия «Кирилл и Мефодий» — http://www.megabook.ru
- Детская энциклопедия «Потому.ру» — http://potomy.ru
- Инновационная образовательная сеть «Эврика» —http://www.eurekanet.ru
- Сайт Научно-популярного физико-математического журнала «Квант» — http://kvant.mccme.ru/
- Сайт «Путеводитель В МИРЕ НАУКИ для школьников» — http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka