Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Школа №10 имени Героя Советского Союза И.Е. Петрова»

Республика Крым, г. Керчь, ул. Международная, 44

Телефон

8 (36561) 6-43-97

Эл. почта school6_kerch@crimeaedu.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Школа № 10 имени Героя Советского Союза И.Е. Петрова»

Адрес: 298307, Республика Крым, г.Керчь, ул.Международная, 44         Телефон: (365-61) 6-43-97        Эл. почта: school6_kerch@crimeaedu.ru

Итоговое сочинение (изложение)

Итоговое сочинение (изложение) для выпускников текущего 2023-2024 учебного года пройдет на базе МБОУ г.Керчи РК "Школа №10 им.​ Героя Советского Союза И.Е.Петрова" 06 декабря 2023 года.​ ​ Регистрация обучающихся 11 ​ класса для участия в итоговом сочинении (изложении) ​ на основании заявлений и согласий на обработку персональных данных также будет осуществляться​ в ​ МБОУ г.Керчи РК "Школа №10 имени Героя Советского Союза И.Е.Петрова".

Наступил новый учебный год и стали известны направления итогового сочинения на 2023-2024 учебный год. В декабре 2023 года сочинение предстоит писать всем 11-классникам. В рамках названных направлений Рособрнадзор разработает и предложит конкретные темы, которые станут известны за 15 минут до начала испытания. Сочинения будут оцениваться в формате «зачет» -«незачет».​ Итоговое сочинение – допуск школьников к ЕГЭ в 11 классе. Проводится в первую среду декабря и оценивается по системе «зачет/незачет». Важно успешно сдать экзамен, чтобы получить право участия в ЕГЭ. Написание сочинения не составит труда, если заблаговременно начать подготовку и знать содержание нескольких литературных произведений.

​ Комплекты тем итогового сочинения будут формировать, как и в 2022/23 учебном году, из закрытого банка. Комплекты будут содержать темы как за прошлые годы, так и новые, которые разработали в 2022 и 2023 годах. Открытые тематические направления итогового сочинения на каждый год перестали формировать с 2022/23 учебного года и к этой практике возвращаться не собираются.

​ В 2023/24 учебном году ФИПИ обновил структуру закрытого банка тем итогового сочинения. В раздел 3 «Природа и культура жизни человека» добавили новую тему – «Язык и языковая личность». Также уточнили комментарии к разделам закрытого банка заданий. И пополнили новыми текстами открытый банк заданий. Ознакомьтесь с образцом комплекта тем 2023/24 учебного года.

​ В 2023/24 учебном году итоговое сочинение пройдет по новому Порядку ГИА-11. Изменили расписание итогового сочинения (п. 22 и 30 Порядка ГИА-11). Скорректировали дату повторного проведения сочинения. Теперь второй, дополнительный срок для итогового сочинения приходится на вторую среду апреля. В 2023/24 учебном году это будет 10 апреля. Раньше одиннадцатиклассники могли повторно пройти испытание в первую рабочую среду мая. Основной срок итогового сочинения остался прежним – первая среда декабря, или 6 декабря 2023 года (п. 22 Порядка ГИА-11).

Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году 

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году 

Итоговое сочинение в 2023-2024 уч.г.

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательным привлечением
примера (-ов) из литературного материала.
Ниже представлена структура (названия разделов и подразделов) и комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения.


Структура закрытого банка тем итогового сочинения

Разделы и подразделы
1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и
выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения
Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек
3.4. Язык и языковая личность

Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения


Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы раздела:
— связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
— нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
— касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
— позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
— побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы раздела:
— связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
— нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
— касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
— позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своем вкладе в общественный прогресс;
— побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы раздела:
— связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
— нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;
— касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
— позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
— побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

КАЖДЫЙ КОМПЛЕКТ ВКЛЮЧАЕТ ШЕСТЬ ТЕМ – ПО ДВЕ ТЕМЫ ИЗ КАЖДОГО РАЗДЕЛА БАНКА:
Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и становятся общедоступными за 15 минут до начала итогового сочинения.
При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:
соответствовать разделам закрытого банка тем итогового сочинения;
соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения); соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который участник будет
опираться в своих рассуждениях); нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке); соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.); быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам. Темы позволяют участнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.

Итоговое изложение в 2023-2024 уч.г.

Итоговое изложение проводится с использованием текстов из открытого банка текстов для итогового изложения. Банк изложений создан в целях проведения итогового изложения и создания благоприятных условий для подготовки к нему.
БАНК ИЗЛОЖЕНИЙ размещается в открытом доступе на официальном сайте ФГБНУ «ФИПИ».

В банк изложений включены тексты отечественных авторов, разработанные в 2014-2023 годах.

ТЕКСТЫ РАСПРЕДЕЛЕНЫ ПО ТРЕМ РАЗДЕЛАМ С УЧЕТОМ ИХ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Раздел 1. Нравственные ценности
Включены тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, милосердии, творчестве; в них поднимаются вопросы, связанные с духовными ценностями, нравственным выбором человека, межличностными отношениями.
Раздел 2. Мир природы
Включены тексты о красоте окружающего мира, поводках животных, их дружбе с человеком; тексты побуждают задуматься об экологических проблемах, жизненных уроках, которые природа преподает человеку.
Раздел 3. События истории
Включены страницы биографий выдающихся деятелей культуры, науки и техники,
а также тексты, позволяющие вспомнить важные события отечественной истории мирного
и военного времени, подвиги на фронте и в тылу.
Тексты для итогового изложения отобраны из произведений отечественных авторов.

Текст для итогового изложения не превышает объем 300 – 380 слов и соответствует определенным требованиям.

Текст должен:
— обладать смысловой завершенностью (как правило, это фрагмент литературного произведения, адаптированный под задачу);
— быть повествовательным, обладать ярко выраженным сюжетом (описание и рассуждение не должно доминировать; текст не должен содержать развернутых диалогов и монологов, допускается несколько реплик);
— быть понятным для обучающихся с ОВЗ (текст должен быть написан в привычном стиле с опорой на несложный синтаксис, включать минимум слов со значением звука, с переносным значением);
— соответствовать возрастным особенностям выпускников (текст не должен быть слишком сложным или излишне примитивным, не должен строиться на сказочных или фантастических сюжетах);
— обладать воспитательным потенциалом: содействовать формированию у обучающихся позитивных жизненных ориентиров;
— быть корректным и адекватным ситуации контроля (текст не должен дискриминировать участников с ОВЗ, содержать психологически травмирующие натуралистические подробности, быть ироничным).

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению

Рекомендации по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературы