Детство кажется самым беззаботным временем без тревог и волнений, полным радостных событий. Тем не менее дети могут испытывать нервные перенапряжения на фоне физиологических изменений в организме или непривычных внешних условий.
Симптомы:
гиперактивность (следствие повышенной возбудимости), нетипичное нарушение сна, проблемы с аппетитом (вплоть до полного отказа от еды), беспричинная плаксивость, частые (навязчивые) мимические движения, тики, суетливость или даже агрессия.
МЛАДШИЕ КЛАССЫ
Стресс в этот период – реакция организма на изменение привычного хода вещей, которую дети не могут контролировать самостоятельно. Школа радикально меняет уклад жизни, к которому ребенок уже успел привыкнуть. Режим становится более жестким, появляется много обязанностей, ответственность, неизвестные обстоятельства «новой» жизни. Школа – это первые друзья и первые ссоры, переживания из-за оценок. Формируются внутренние страхи, так как ребенок более осознанно и критично анализирует происходящее вокруг.
Симптомы:
утомляемость, ухудшение памяти, перепады настроения, проблемы с концентрацией внимания, трудности при засыпании и прерывистый сон, появление вредных привычек (ребенок начинает грызть ногти, ручки, кусать губы), замкнутость и изоляция, заикание, частые головные боли, беспричинная раздражительность.
Что делать родителям
- Необходимо подстроиться под школьный режим – ложиться спать и просыпаться в одно и то же время. Это особенно полезно при повышенной утомляемости и ухудшении памяти.
- Душ комфортной температуры (избегать излишне горячей воды) для улучшения качества сна.
- Правильное питание и дополнительный прием детских витаминных комплексов – причиной чрезмерной раздражительности зачастую бывает нехватка нужных организму веществ.
- Больше проводите времени вместе, в том числе за играми. Игры помогают детям перенести свою тревогу на игровые ситуации и снять напряжение.
- Старайтесь аккуратно говорить о том, что волнует ребенка, и обсуждать возможные проблемы, воздерживаясь от оценки.
- Регулярные физические нагрузки также помогают снять умственное перенапряжение и повышают устойчивость ребенка к стрессовым ситуациям. Бег, катание на велосипеде, лыжи, теннис, танцы, плавание – выбирайте то, что больше нравится ребенку
ребёнок с подавленным настроением:
- чаще обнимайте ребёнка
- предложите вместе с вами поиграть, порисовать, полепить или что-то полезное сделать по дому
- гуляйте вместе с ним на улице, больше разговаривайте и обращайте внимание на природу
ребёнок постоянно чего-то боится:
- во время игры попросите ребёнка показать насколько сильно ему страшно
- пусть ребёнок нарисует, расскажет или покажет в своей игре, чего он боится
- расскажите ребёнку, что вы сможете его защитить
Что не следует делать, если ваш ребёнок пережил стресс:
- никогда ни показывайте и не рассказывайте в присутствии ребёнка о своих страхах
- не критикуйте и не наказывайте ребёнка за его эмоции страха и беспокойства
- не заставляйте ребёнка говорить про его внутреннее состояние, но он должен быть уверенным, что в любой момент может “отрыть” вам свою душу.
Признаки того, что ребёнку необходима профессиональная помощь после пережитого стресса:
- Без видимых причин у ребёнка появилось беспокойство или повышенная раздражительность.
- У ребёнка возникает страх, когда он находится дома один.
- У ребёнка бывает резкие перепады настроения (может резко заплакать или очень сильно рассмеяться).
- У ребёнка пропал интерес к общению со сверстниками.
- Ребёнок просыпается с криками или стонами по ночам.
Если вы заметили такие изменения у своего ребёнка или сомневаетесь в его состоянии здоровья, вам желательно обратиться за профессиональной помощью для вашего ребенка.
Для начала следует проконсультировать ребёнка у врача-педиатра, потом у детского невролога и психиатра. Если у ребёнка врачи не обнаружили серьёзных проблем со здоровьем вы можете обратиться за помощью к детскому психологу. При обращении к детскому психологу следует узнать какие методы работы с детьми он использует. Обязательно следует поинтересоваться уровнем образования детского психолога. После первого посещения детского психолога необходимо узнать у ребёнка было ли ему комфортно, хотел ли он дальше посещать его.
Родители, будьте внимательны: постарайтесь не спрашивать у ребёнка то, что они обсуждали с психологом. Ребёнок может надолго закрыться как от вас, так и от специалиста и наотрез отказаться от чьей-либо помощи.
Здоровья вам и вашим детям!