Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Школа №10 имени Героя Советского Союза И.Е. Петрова»

Республика Крым, г. Керчь, ул. Международная, 44

Телефон

8 (36561) 6-43-97

Эл. почта school6_kerch@crimeaedu.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Школа № 10 имени Героя Советского Союза И.Е. Петрова»

Адрес: 298307, Республика Крым, г.Керчь, ул.Международная, 44         Телефон: (365-61) 6-43-97        Эл. почта: school6_kerch@crimeaedu.ru

Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью

Современные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья

В Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на образование». Задача государства реализовать эти положения в жизни, обеспечив получение образования каждому в доступном ему объёме и форме. Это относится и к тем, кто в силу различных причин имеют выраженные нарушения психофизического развития. В их число входят дети и с задержкой психического развития и умственной отсталостью (четырёх степеней), дети – инвалиды.

Следует отметить, что такие дети нуждаются в социальной защите, в специальной адаптированной образовательной программе, логопедической и психологической помощи.

Возможности этих детей ограничены, тем не менее, результаты работы показывают, что при создании необходимых педагогических условий положительная динамика в их развитии может быть достигнута. Под педагогическими условиями подразумевается наличие благоприятной для ребёнка среды, научно-обоснованных программ воспитания и обучения, адекватных методов и приёмов работы, методическое и кадровое обеспечение.

В свете нового закона «Об образовании» осуществляется инклюзивное образование обучающихся. Новая цель образования – это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Очень важно разработать адаптированную общеобразовательную программу.

Целью адаптированной программы является повышение качества образования и успешную социализацию детей ОВЗ.

Программа направлена на решение определённых задач.

Задач много. Но все задачи можно свести к очень банальной и в то же логичной мысли: «Мы обязаны дать особому ребёнку не костыли и поводыря, а компас и путь, по которому пойдёт ребёнок с особыми потребностями». И самое главное – пойдёт не один, а со своими сверстниками.

Деятельность программы осуществляется по следующим актуальным направлениям:

  • психолого-психологическое сопровождение детей ОВЗ;
  • стимулирование и поддержка;
  • разработка и внедрение;
  • развитие профессиональной компетенции учителей.

Вся тяжесть работы с детьми ОВЗ ложится на плечи учителя. Ведь экзамены никто не отменял, даже для «особых» детей. И обязательно всплывает пресловутое: «А где результат?». И тогда только словами Ларина: «Либо вы верите, что можете, либо вы – ничего не можете…» Мы действительно, верим в то, что делаем, а иначе зачем?...

В рамках программы «Доступная среда» в школе должны быть созданы специальные условия для обучения и воспитания детей: специально оборудованные учебные места; специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, мобильный комплект логопеда и психолога, частично набрана сенсорная комната, оборудован и укомплектован кабинет логопеда.

Изюминка инклюзивного образования в том, что

  • все дети разные;
  • все дети могут учиться;
  • есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол;
  • адаптация системы к потребностям ребёнка.

Важно отметить, каждый ребёнок имеет свой темп, динамику развития, разные возможности в усвоении нового материала, и поэтому обучение должно быть индивидуально ориентированным. Стратегия и тактика коррекционно-педагогической работы выстраивается с учётом «личной ситуации» отдельно взятого ученика. Установление «стартового уровня» развития позволяет его регулировать и прицельно воздействовать на формирование таких процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии, прослеживать динамику и становление формируемых функций.

Достичь определённых успехов и результатов в коррекционной работе с детьми ОВЗ, возможно только путём постановки правильных целей и слаженной работой всего педагогического коллектива ОУ. Общая цель реализуется через систему задач. Цель определяет содержание (коррекционно-образовательную программу). Цель обусловливает результат.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

В Российской Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации права на образование лиц с ОВЗ, должно стать законодательно закреплённым институтом. Который должен иметь все необходимые компоненты, начиная от подготовки полного пакета документов нормативно-правовой базы, определение норм и принципов соответствующего финансирования, механизмов создания специальных условий и принципов адаптации образовательной среды в отношении детей, имеющих особые образовательные потребности.

Принципы инклюзивного образования

Инклюзивное образование включает в себя ряд важных ценностных установок:

- признание для общества равной ценности всех учеников и педагогов;

- повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся;

- изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;

- анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности;

- проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы;

- различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;

-признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ;

- признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.

Инклюзия творится педагогическим мастерством учителя. Для тех, кто хочет работать в инклюзивном образовании, приведем несколько важных рекомендаций.

1. Осознайте идею инклюзии, поймите ее значение и ценность в развитии общества. Станьте приверженцем этой идеи!

2. Сформируйте психологическую готовность принимать и работать с любым ребенком, преодолейте свои страхи и неуверенность. Получите свой личный опыт работы с «особым » учеником! Верьте в себя и в него!

3. Творчески отнеситесь к программным и дидактическим средствам обучения. Это всего лишь инструменты, а не цель. Пробуйте видеть индивидуальные возможности каждого ребенка и адаптировать под него элементы программы.

4. Помните, что ваша задача на уроке — научить детей учебному взаимодействию в решении учебных задач. Доверяйте ученику, организуйте парное и групповое взаимодействие, оно более эффективно, чем самостоятельная работа. Постарайтесь контролировать не дисциплину, а включенность детей в процесс обучения.

5. Оценка – это инструмент для достижения образовательных целей, а не инструмент для сортировки учеников. Оценка должна помогать вам в адаптации методов обучения.

6. Старайтесь создать необходимые условия для эффективной работы на уроке для каждого ученика. Мы все разные! И иногда нуждаемся в поддержке.

7. Отнеситесь творчески к пространству класса. Оно тоже должно работать на цели образования и помогать вам в создании условий для разных видов деятельности учеников.

8. Помните, что у вас есть помощники – это родители. Удерживайте профессиональную позицию в отношениях с ними, и вместе вы решите самые сложные задачи. Помните, что они тоже отвечают за своих детей.

9. Не бойтесь спрашивать и советоваться с коллегами. Будьте открыты в решении своих профессиональных задач. В этом и состоит развитие.

10. Учитесь.

 

 

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДО 2030 ГОДА

1. Общие положения.

Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Приоритетные направления) призваны определить комплекс первоочередных мер и последовательность действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, руководящих и педагогических работников, научных сотрудников, специалистов психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогической помощи в части построения системы качественного доступного преемственного образования обучающихся указанной категории с учетом их психофизических особенностей и образовательных потребностей, динамики социальных, экономических изменений на долгосрочный период.

К обучающимся целевой группы в рамках реализации Приоритетных направлений относятся обучающиеся с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями, задержкой психического развития и другими нарушениями психофизического развития, определяющими их особые образовательные потребности и необходимость создания специальных условий для получения качественного доступного образования (от дошкольного до профессионального).

Приоритетные направления, основываясь на Конституции Российской Федерации, учитывают нормы Конвенции ООН о правах инвалидов.

Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого на образование, гарантируя общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Приоритетные направления направлены на реализацию федеральных законов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Законом об образовании регламентировано создание необходимых специальных условий для получения без дискриминации качественного доступного образования обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ на протяжении всей жизни, начиная с раннего возраста (оказание ранней коррекционной помощи), коррекции нарушений развития и социальной адаптации, до профессиональной самореализации как в рамках отдельных образовательных организаций, так и в инклюзивном формате.

Ответственность за получение детьми образования возлагается на их родителей (законных представителей), а создание необходимых для получения качественного доступного образования специальных условий - на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования и организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ понимаются:

1) условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию содержания образования и включающие в себя использование адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

2) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

3) обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования;

4) обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, услуг тьютора, сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

5) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ невозможно или затруднено.

Приоритетные направления разработаны с целью объединения усилий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в сфере образования по реализации:

Межведомственного комплексного плана мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. 22 декабря 2021 г. N 14056п-П8;

Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. 21 декабря 2021 г. N 14000п-П8;

Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. N 3711-р, и плана мероприятий по ее реализации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2022 г. N 2253-р;

Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. N 1688-р (в части подготовки педагогических кадров, способных к обучению и сопровождению обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью);

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р (в части реализации целей воспитания обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ), и плана мероприятий по ее реализации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 2945-Р;

Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р (в части реализации целей дополнительного образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ).

Анализ современного социально-экономического состояния системы образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, правоприменительной практики в субъектах Российской Федерации выявил комплекс проблем, требующих решения:

недостаточно развитая региональная сеть организаций, оказывающих раннюю коррекционную помощь детям, имеющим нарушения развития или риск их возникновения и их семьям, расположенных в шаговой доступности от мест проживания таких семей;

недостаточно развитая региональная сеть отдельных и инклюзивных образовательных организаций, расположенных в шаговой доступности от мест проживания семей, воспитывающих детей с инвалидностью, с ОВЗ и позволяющих реализовать право родителям (законным представителям) в выборе образовательной организации;

недостаточное построение преемственности между уровнями образования;

недостаточная готовность образовательных организаций к реализации инклюзивного образования (наличие проблем с обеспечением архитектурной доступности и материально-технического обеспечения, дефицит научно обоснованного программно-методического обеспечения, дефицит квалифицированных педагогических кадров);

отсутствие единых подходов к организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей-дефектологов, учителей-логопедов, тьюторов и специальных психологов;

несоответствие системы профессиональной ориентации потребностям обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ и рынка труда, а именно: неспецифичность профессиональной ориентации для каждой категории обучающихся с ОВЗ; отсутствие ее ориентированности на рынок труда конкретного региона, в котором проживает такой обучающийся;

отсутствие единой системы психолого-педагогического сопровождения на уровне получения обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ профессионального образования;

низкая эффективность межведомственного и внутриведомственного взаимодействия органов власти и организаций субъекта (муниципального района, городского округа) в части обеспечения преемственного качественного доступного образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, направленного на переход к самостоятельной трудовой деятельности и закреплению на рабочем месте.

Приоритетные направления призваны консолидировать усилия государства и общества, направленные на снятие барьеров и ограничений для лиц с инвалидностью, с ОВЗ в различных социальных сферах, в первую очередь при получении образования, повышение их социального статуса посредством личной и профессиональной самореализации.

Приоритетные направления ориентированы на разработку и внедрение в российскую образовательную практику научно обоснованных подходов к обновлению образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.

Реализация Приоритетных направлений предполагает такие изменения в системе образования Российской Федерации, которые обеспечат преемственность, доступность и высокое качество образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, широкие возможности для их социальной адаптации и интеграции, личностной и профессиональной самореализации, гражданского становления.

Цель Приоритетных направлений - повышение качества жизни лиц с инвалидностью, с ОВЗ через обеспечение им непрерывного и качественного образования.

Задачи Приоритетных направлений:

определить компоненты образовательной системы в части реализации права на получение качественного доступного преемственного образования лицами с инвалидностью, с ОВЗ, и обеспечить их обновление и совершенствование;

совершенствовать систему и модели подготовки педагогических кадров в сфере обучения и воспитания, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ;

сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, интегрирующую возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;

обеспечить поддержку семьи как полноправного участника процесса образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ;

способствовать развитию инклюзивной среды в образовании, становлению инклюзивной культуры образовательного процесса;

развивать сеть отдельных образовательных организаций, выполняющих в том числе функции учебно-методических (ресурсных) центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных (инклюзивных) организаций, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям;

развивать сеть отдельных профессиональных образовательных организаций - базовых профессиональных образовательных организаций и ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального образования, обеспечивающих поддержку, методическое и экспертное сопровождение на региональном и межрегиональном уровнях инклюзивного среднего профессионального образования и профессионального обучения обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, включая подготовку педагогических кадров по компетенциям, необходимым для работы с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ.

2. Основные (приоритетные) направления развития системы образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ на период до 2030 года.

2.1. Для системы образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.

Совершенствование деятельности психолого-медико-педагогических комиссий и психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций по определению специальных условий образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, в том числе в возрасте от 18 лет (совершенствование и внедрение единого методического и диагностического инструментария, создание сети центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий, определяющих специальные условия получения образования и сдачи государственной итоговой аттестации лицами с инвалидностью, с ОВЗ на основе единого подхода к организации и содержанию обследования для учета всех особых образовательных потребностей).

Разработка на основе актуальных научных данных о современной популяции обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, типологических вариантах их развития, их особых образовательных потребностях, необходимой им психолого-педагогической помощи; о современной семье ребенка с особыми образовательными потребностями или риском, программно-методического, учебно-дидактического и информационно-компьютерного обеспечения общего и профессионального образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса, системы подготовки квалифицированных кадров.

2.2. Для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Обновление содержания и организации образовательного процесса, взаимодействия участников образовательных отношений (руководящих и педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей).

Реализация разнообразных организационных форм образования (в инклюзивных группах/классах, отдельных группах/классах, в ресурсных группах/классах и другое) через совершенствование психолого-педагогической, методической, диагностической и информационной помощи.

Создание архитектурных, материально-технических, информационных, программно-дидактических, кадровых, организационных образовательных условий в целях развития инклюзивного образования.

В целях сохранения и развития сети отдельных общеобразовательных организаций модернизация их инфраструктуры и содержания работы.

Дифференциация содержания программ образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ с учетом их персонифицированных образовательных потребностей для обеспечения индивидуального развития каждого обучающегося.

Разработка технологий, направленных на формирование и развитие универсальных учебных действий, базовых учебных действий у обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.

Раскрытие жизненных компетенций в содержании образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, задач формирования конкретных представлений, умений и навыков в каждой области жизненной компетенции в соответствии с особыми образовательными потребностями каждого обучающегося.

Создание условий для развития исследовательской и творческой деятельности обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, в том числе организация и проведение олимпиад, учитывающих дифференцированные особые образовательные потребности разных категорий обучающихся.

Создание условий для внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, учитывающих дифференцированные особые образовательные потребности разных категорий обучающихся.

Создание условий для внедрения новых современных методик и технологий профессиональной реабилитации в образовательных организациях для обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.

2.3. Для педагогических работников.

Совершенствование и унификация системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ, на всей территории Российской Федерации.

Совершенствование системы распределения контрольных цифр приема по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование".

Разработка и внедрение системы супервизии студентов образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование", педагогических работников, работающих с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ, в части научно-методического сопровождения их деятельности при решении сложных, проблемных ситуаций образования и психолого-педагогической помощи указанным обучающимся.

Внедрение единых походов к определению численности и нормативов времени работы специалистов в образовательных организациях, работающих с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ.

2.4. Для обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.

Обеспечение индивидуально-ориентированной психолого-педагогической и коррекционной помощи обучающимся с инвалидностью, с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Использование возможностей цифровых информационных технологий при организации процесса образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.

Создание преемственной качественной доступной образовательной вертикали для всех обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ как в инклюзивном формате организации образования, так и в системе отдельных групп/классов, образовательных организаций, максимально близко расположенных к месту проживания указанных обучающихся.

Содействие профессиональному самоопределению, приобщению обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ к различным видам профессиональной, социально значимой деятельности, создание условий для их социально-трудовой адаптации.

Разработка и реализация эффективных механизмов трудоустройства выпускников с инвалидностью, с ОВЗ, установление партнерских отношений с работодателями, общественными организациями, обществами инвалидов, некоммерческими организациями.

Развитие системы дополнительного образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ на всех ступенях и уровнях получения ими общего и профессионального образования, профессионального обучения.

Вовлечение обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ в конкурсные движения, в том числе по профессиональному мастерству.

Обеспечение занятий адаптивной физической культурой и адаптивными видами спорта, их спортивным дисциплинам лицами с инвалидностью, с ОВЗ всех нозологических групп и на всех уровнях образования.

2.5. Для родителей (законных представителей) и других членов семей обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.

Разработка и внедрение педагогических и организационных условий включения родителей (законных представителей) и других членов семей обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ в реализацию программ коррекционно-развивающего обучения, психолого-педагогического сопровождения.

Реализация мероприятий по включению родителей (законных представителей) в процесс выстраивания профессиональной траектории обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.

Реализация программ психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) и другим членам семей обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ для формирования у них абилитационной компетентности.

Обеспечение вариативности форм организации ранней коррекционной помощи ребенку с особыми образовательными потребностями и риском их возникновения, психолого-педагогического сопровождения образования обучающегося с инвалидностью, с ОВЗ на всех уровнях его получения, носящих комплексный характер:

семейное воспитание со специальной консультативной психолого-педагогической помощью в условиях дома - в естественных ситуациях ухода и воспитания;

семейное воспитание с регулярной специальной консультативной психолого-педагогической помощью в условиях ближайшей к дому образовательной организации;

сочетание форм семейного и общественного воспитания.

4. Основные механизмы реализации Приоритетных направлений.

4.1. Правовые:

развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базы в сфере образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ в соответствии с государственной политикой Российской Федерации в сфере образования.

4.2. Организационно-управленческие:

разработка и утверждение субъектами Российской Федерации планов развития образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ;

обеспечение территориальной доступности качественного образования на всех уровнях его получения, психолого-педагогического сопровождения и коррекционной помощи для обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ и их семей;

формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ и объединяющей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;

сохранение и развитие отдельных общеобразовательных организаций с приданием им статуса ресурсных центров для инклюзивного образования, расширение их функционала (готовность к работе с обучающимися не одной, а нескольких категорий обучающихся с ОВЗ, создание многопрофильных комплексов (от дошкольного до профессионального образования);

сохранение и развитие сети базовых профессиональных образовательных организаций и ресурсных учебно-методических центров в системе среднего профессионального образования, расширение их функционала в области профессиональной реабилитации обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ;

разработка и внедрение модели инклюзивной образовательной организации на всех уровнях образования (создание системы показателей, критериев и индикаторов, определяющих эффективность образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ в разных типах образовательных организаций при разных формах организации их образования);

создание вертикали непрерывного образования и комплексного сопровождения для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями, в которую входят ранняя коррекционная помощь в форме надомного визитирования, дошкольные и общеобразовательные организации, материально-техническая база, кадровые и архитектурные условия которых соответствуют особым образовательным потребностям и возможностям обучающихся этой категории, образовательные организации дополнительного образования, обеспечивающие включение ребенка (подростка, молодого человека юношеского возраста) с тяжелыми множественными нарушениями развития в коррекционно-развивающие, адаптивно-спортивные и досуговые мероприятия, коммуникацию;

создание условий для сетевой формы реализации образовательных программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

создание в рамках психологической службы в системе образования отдельного направления - отделения специальной психологической помощи обучающимся с инвалидностью, с ОВЗ, психологическое сопровождение всех участников образовательных отношений;

системное изучение и распространение лучшего педагогического опыта работы в области образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ разного возраста;

поддержка родительских и иных общественных объединений, способствующих созданию условий для обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ в общество, формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей, повышение родительской социальной, коммуникативной, психологической и педагогической компетентности;

поддержка общественно-профессиональных организаций специалистов, работающих с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ, способствующих созданию условий для повышения качества их образования, социальной адаптации и интеграции, а также уровня подготовки кадров соответствующих специалистов.

4.3. Кадровые:

утверждение и введение в практику деятельности организаций высшего и дополнительного профессионального образования профессионального стандарта "Педагог-дефектолог";

перестройка системы профессиональной подготовки кадров, необходимой для решения масштабных задач Приоритетных направлений и выражающейся в существенном повышении уровня профессиональной компетентности и практической (технологической) подготовленности выпускников;

обеспечение подготовки и повышения квалификации специалистов, в том числе учителей адаптивной физической культуры, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, тьюторов и специальных психологов, владеющих современными технологиями организации обучения, воспитания, развития обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ;

повышение престижа профессий учителя-дефектолога, учителя-логопеда, тьютора, специального психолога, воспитателя, учителя адаптивной физической культуры, создание атмосферы уважения к педагогическому труду, разработка мер по его поддержке;

разработка региональных комплексов мер по поддержке (социальной, экономической, методической, психологической) специалистов, в том числе молодых специалистов, работающих с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ;

разработка региональных планов мероприятий по развитию кадрового потенциала учителей-логопедов, учителей-дефектологов, в том числе посредством целевой реализации дополнительных профессиональных программ - программ профессиональной переподготовки педагогических работников по направлению Специальное (дефектологическое) образование.

4.4. Научно-методические:

организация научных исследований с целью уточнения представлений об актуальном характере особых образовательных потребностей, в том числе у обучающихся с комплексными нарушениями развития, и направлений реализации индивидуальных образовательных маршрутов;

проведение научных разработок в сфере программно-методического обеспечения образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ;

апробация и внедрение в образовательную практику эффективных технологий обучения, воспитания и социализации обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ;

организация и проведение регулярных мониторинговых исследований с целью анализа положения дел в сфере соблюдения права обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ на получение качественного доступного образования;

разработка научно-методического и учебно-дидактического обеспечения обучения обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

4.5. Финансово-экономические:

разработка методики и инструментария определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации основных адаптированных образовательных программ.

4.6. Информационные:

использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для обеспечения взаимодействия всех субъектов системы непрерывного образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ;

развитие сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций в интересах образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

5. Основные индикаторы (целевые показатели) реализации.

К 2030 году целевое значение следующих показателей должно соответствовать 100% от актуальной на 2030 год потребности:

обеспечение педагогическими работниками (в том числе учителями-логопедами, учителями-дефектологами, педагогами-психологами, учителями (педагогами) адаптивной физической культуры, тьюторами) организаций, реализующих адаптированные образовательные программы;

обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлокомментированию, тифлосурдопереводу (с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся);

обеспечение доступа к образовательным ресурсам, в том числе цифровым, соответствующим особым образовательным потребностям различных категорий обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ (от дошкольного до высшего образования);

охват семей, воспитывающих детей группы высокого социального и биологического риска в возрасте до 3 лет услугами ранней коррекционной помощи;

охват семей, воспитывающих детей с инвалидностью, с ОВЗ, психолого-педагогическим сопровождением, навигацией и консультированием в сфере образования и психолого-педагогической помощи;

охват обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ образованием (общим, профессиональным, дополнительным) и психолого-педагогической помощью.

Источник: БД КонсультантПлюс

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе с обучающихся с ОВЗ:

ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ